В 2020 году на Луну должна высадиться четвёрка астронавтов. Ещё через 4 года там будет город-сад, точнее — постоянная база.
Сообщение о Глобальной исследовательской стратегии (Global Exploration Strategy) на 2-й Конференции по исследованию космоса (2nd Space Exploration Conference) явилось логическим завершением процесса, начатого в апреле этого года. К окончательным формулировкам стратегии удалось прийти благодаря взаимодействию более чем тысячи экспертов из NASA, других 13 аэрокосмических агентств, а также коммерческих и негосударственных организаций.
Глобальная исследовательская стратегия должна ответить на два вопроса: "Почему мы возвращаемся на Луну?" и "Что мы планируем там делать?". Третьим важным аспектом дальнейшего освоения нашего спутника NASA считает "лунную архитектуру" — всё, что связано со строительством зданий для людей и техники.
Схему лунной базы и её окружение NASA представляет так. 1 — спускаемый аппарат, 2 — солнечные батареи, 3 — негерметичный луноход, 4 — транспортное средство для перевозки грузов, 5 — жилые блоки, 6 — аккумуляторы, 7 — складские отсеки, 8 — устройство для утилизации отходов, 9 — герметичный луноход, ввод которого в эксплуатацию запланирован лишь на 2027 год
Группа лунной архитектуры (Lunar Architecture Team), работающая при NASA с мая, пришла к выводу, что лучшим вариантом будет база, построенная в районе одного из полюсов и снабжаемая энергией от солнечных батарей.
Заместитель руководителя NASA Шейна Дэйл (Shana Dale) сказала, что сейчас специалисты не знают точно, какой из полюсов окажется удобнее. Скорее всего, южный, где находится кратер Шеклтона (Shackleton), который почти всё время освещён Солнцем, — только такое место можно назвать идеальным для постоянного получения энергии, необходимой будущей станции.
Эта часть работы также имеет решающее значение для дальнейшего освоения космоса. Ведь такой "лунный аванпост" не только будет важен для изучения самой Селены, но и пригодится для подготовки полётов к Марсу (это и есть один из ответов на вопрос "зачем?").
По поводу конкретных планов относительно самого лунного жилища ничего не сказано, но некоторые требования к нему NASA уже сформулировало: место нахождения астронавтов должно быть энергетически автономным, мобильным (это мы уже знаем), с замкнутым циклом жизнеобеспечения. Оно, конечно, должно быть и безопасным, но в свете последних исследований меторитных атак этот вопрос кажется особенно сложным.
Технический осмотр лунохода на лунной базе
Строительство начнётся, разумеется, не скоро, но у NASA уже есть приблизительное представление об этом проекте. Ожидается, что процесс строительства будет постепенным, и заниматься им будут команды астронавтов из четырёх человек, отправляемые на Луну на недельные "вахты" (в общем виде эта идея уже высказывалась).
Планируется, что первая такая миссия стартует к 2020 году (как завещал президент Буш). А после этого начнутся 180-дневные миссии по подготовке к полётам на Марс.
Здесь художник изобразил монтаж телескопов для астрономических исследований. Луна, напомним, лишена атмосферы, и искажения при наблюдениях с её поверхности должны быть минимальными
Кстати, аппарат для высадки на Луну собираются построить в 2012 году, в крайнем случае — в 2014-м.
Перед началом строительства намечены несколько предварительных роботизированных миссий, которые в будущем помогут работе астронавтов. Машины проведут разведку местности, выполнят анализ природных ресурсов и сведут к минимуму риск при посадке кораблей с астронавтами.
Возвращение астронавтов на базу
Построить свои базы на Луне хотят многие страны, например, желает Япония. А американское аэрокосмическое агентство по-прежнему планирует реализовать свой проект на международном уровне; всяческая иностранная помочь приветствуется.
Россия же, по словам пресс-секретаря "Роскосмоса" Игоря Панарина, с удовольствием примет участие в программе США по освоению Луны, если американцы возьмут все проблемы с финансированием на себя.
NASA, в свою очередь, рассчитывает получить деньги для реализации своих амбициозных планов за счёт постепенного избавления от дорогих в эксплуатации шаттлов и не надеется, что получит больше нынешних 0,6% американского бюджета.
|