Все последние годы на испытательных полигонах, упрятанных на обширных пространствах от Флориды до Небраски и от Колорадо до Калифорнии, гремели мощные взрывы непонятного происхождения. Эти взрывы являются лишь анонимными отголосками сверхсекретных работ, ведущихся под эгидой Пентагона. Речь идет о закрытых программах особого доступа (Special Access Programs - SAP), или "черных" программах. Их размах можно определить, если вычесть из общей суммы расходов на эти цели ее известную, несекретную часть. Весь остаток и забирают засекреченные программы.
Так, по проектировкам бюджета на 2001 фин. г., только по ВВС США такие программы, предусматривающие разработку принципиально новых образцов вооружений и военной техники (ВиВТ), обойдутся в 4,96 млрд. долларов, или до 39% средств, выделенных в этом виде ВС США на НИОКР. Как утверждают эксперты, стоимость секретных программ ВВС превышает все планируемые расходы на НИОКР в сухопутных войсках и равняется примерно двум третям общих расходов на НИОКР в ВМС США.
Еще более значительные расходы по секретным программам предусматриваются в проекте бюджета ВВС на закупки вооружений и военной техники. На них планируется затратить 7,4 млрд. долларов - более трети всех расходов ВВС США на закупки ВиВТ.
Чрезвычайно дорогостоящими могут быть и отдельные программы особого доступа (в т.ч. и те, что признаны неудачными и приостановлены). Такова, например, программа создания беспилотного малозаметного летательного аппарата - разведчика "Дак стар", выполнявшаяся совместно корпорациями "Локхид-Мартин" и "Боинг". Как утверждает "Джейн"с интернэшнл дефенс ревью", программа приостановлена в 1993 г. и обошлась налогоплательщикам в 1 млрд. долл. Однако на самом деле работы по ней продолжались и в последующие годы. Скажем, в середине 1996 г. сообщалось о потере первого прототипа аппарата - разведчика. В 1997 г. испытания продолжились со вторым прототипом БПЛА.
Как установила сенатская комиссия, изучавшая обоснованность существующих режимно-секретных ограничений, в 1997 г. Министерство обороны США имело около 150 секретных программ - как собственных, так и совместных с другими министерствами и ведомствами (ЦРУ, Министерством энергетики США и др.). Среди них есть программы, признаваемые официально, и программы, наличие которых не подтверждается (именно их и называют "черными").
Как правило, все официально признанные секретные программы начинались с того, что их существование отрицалось. Так, в частности, было с самолетами F-117 и В-2. Замалчивалось даже финансирование по ним уже в процессе эксплуатации, после принятия на вооружение.
После 1994 г. руководство подобными программами было передано единому органу в Министерстве обороны США. Создан комитет по надзору за программами особого доступа. Комитет по надзору за программами особого доступа докладывает о них узкому кругу законодателей из четырех комитетов конгресса США - национальной безопасности и бюджетно-финансовому палаты представителей., а также по вооруженным силам и бюджетно-финансовому сената.
По "черным" программам парламентский контроль еще эфемернее, их содержание докладывается только устно еще более узкому кругу лиц - руководителям указанных четырех комитетов и представителям партии меньшинства. Обеспечение безопасности секретных программ требует дополнительных расходов. Режим "особого доступа", к примеру, по оценке американских экспертов, забирает от 1 до 3% общей стоимости программы. Еще дороже обходится режим "черных" программ. На него тратится от 3 до 10% общей стоимости.
Осуществление в США обширных программ особого доступа позволяет этой стране добиваться военно-технического превосходства и удерживать его, обеспечивая себе монополию силовых решений любых международных проблем. Для России, чьи расходы на национальную оборону (примерно 5 млрд. долл.) меньше суммарных расходов США по одним лишь программам особого доступа, подобное положение создает серьезную военно-техническую угрозу, которую следует нейтрализовать асимметричными ответными мерами.
|